Сазонов Владимир Станиславович родился в г. Ленинграде в 1912 году 9 июля 27 июня по ст. стилю).
Ни мать, ни отец никакими музыкальными инструментами не владели (мать немного пела). До II лет стремления к музыке В. Сазонов не чувствовал, что объясняется, повидимому, условиями того времени - февральская и октябрьская революции, гражданская война, голод.
Лишь в 1923 году, находясь в детском санатории, В. Сазонов стал играть на балалайке, а в 1926 году перешёл на мандолину и поступил в детский домровый оркестр. В 1928 году, будучи в Москве, впервые услышал игру одного слухача-гитариста В. Бегунова, покорившего его своей игрой, который мастерски владел своим инструментом, играя на соль-мажорном строе, т.е. без перестроя 5-й струны в "до" в отличие от обычных слухачей. Этой встречей судьба В. Сазонова была определена - он увлечённо стал заниматься гитарой. В 1929 год; поступил в коллектив неаполитанского состава, которым управлял замечательный виртуоз-мандолинист Н.Д. Розов. 3 этом оркестре В. Сазонов познакомился о нотами и стал усиленно заниматься гитарой, интересуясь гитарной музыкой в сочинениях А. Сихры, М. Высотского, А. Соловьёва и др. В 1932 году столкнулся с цыганским хором под управлением Солдатенкова и очень заинтересовался применением гитары как аккомпанирующего инструмента хоровому пению. К этому же времени относится его знакомство с Ив. Ив. Москалёвым - прекрасным гитаристом, который имел большое влияние на его дальнейшее развитие в игре на гитаре.

В 1933 году В. Сазонов поступил в хор цыган под руководством Н.Д. Дулькевича - очень музыкального человека, к сожалению, не знакомого с музыкальной грамотой, где он проявил себя недюжинным аккомпаниатором, В 1935 году после смерти Дулькевича В. Сазонов поступает в ленинградский ансамбль цыган под руководством Е.Е. Шишкиной, жены знаменитого в свое время хоревода - Алексея Шишкина - гитариста и композитора. С этим ансамблем В. Сазонов в течение полутора лет предпринял ряд гастрольных поездок по Советскому Союзу впоследствии в качестве руководителя - заменив умершую Е.Е. Шишкину.
За время работы с цыганскими хорами В. Сазонов стал понемногу отставать от нотной гитарной музыки, почти не находя её применения, хотя, вместе с тем, он накопил большой опыт аккомпанирующей игры на гитаре и знание большого количества вокального репертуара.
В 1937 году его приглаcила в качестве аккомпаниатора эстрадная певица В.М. Орлова о условием, что кроме аккомпанемента он смог бы играть и соло на гитаре. В.Сазонов дал соглаcие, пригласив в свою очередь вторым гитаристом К.В. Дубова, о которым он и работал в течение года, аккомпанируя певице и в то же время выступая в дуэтной игре. Это очень помогло восстановить "заброшенный" репертуар и снова взяться о ещё большим рвением за ноты, самостоятельно изучать теорию и гармонию музыки, переводя все нотные примеры на гитару, обращаясь за разрешением трудных вопросов к грамотным гитаристам. Всё это помогло в дальнейшем при аранжировках и обработках пьес для гитары. К этому времени относятся его выступления и грамзаписи о известными вокалистами Т.С. Церетели, Вадимом Козиным, Макаровой -Шевченко, Лялей Чёрной (Хмелёвой) в паре с гитаристом.
В 1939 году Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (ВГКО) организует большой ансамбль цыганской пески и пляски, куда и приглашают В. Сазонова в качестве концертмейстера. В этой должности Сазонову пришлось особенно уделить внимание нотному материалу, т.к. на нём лежала обязанность разучивать с гитаристами всю музыкальную программу ансамбля. В конце 1940 года В.Сазонов оставил работу в ансамбле и переключился на гастрольные поездки по городам Советского Союза с небольшим коллективом в составе: певицы В.Орловой и гитаристов В.Сазонова и М.К.Кручинина. Так продолжалось до начала Великой Отечественной войны, на которую В.Сазонов был призван в качестве солдата. В течение всей войны, т.е. почти четырёх с половиной лет, В.Сазонов как профессионал не играл на гитаре и лишь после демобилизации в январе 1946 года вновь приступил к своей основной профессии в качестве солиста-гитариста ВГКО.
В 1953 году В. Сазонов поступил гитаристом-концертмейстером в Государственный академический Малый театр, где проработал до конца своей жизни. Работа в Малом театре позволила В.Сазонову общаться с артистами, расширила его кругозор и значительно повысила культурный уровень.
Гастрольные поездки по городам Советского Союза и за рубеж сделали его имя весьма популярным в артистической среде. Он неоднократно выступал с артистами Вл.Трошиным, Б.Покровским, В.Донской, нар. арт. СССР В.Левко, засл. арт. РСФСР Г.Каревой я др. Очень много и часто записывался в кинофильмах таких, как "Ночной патруль", "Цель его жизни", "Девушка без адреса", "Добровольцы", "Княжна Мери", "Они были первыми", "Анна на шее", "Варвары", "Васса Железнова", "Екатерина Воронина", "Этого забывать нельзя", "Дом, в котором я живу", "В добрый час", "Беспреданница".
Фирмой "Мелодия" выпущены две его пластинки с запиcью русской гитарной музыки. Сазонов очень много печатался. Первый его сборник пьес для гитары вышел в 1949 году (затем издавался ежегодно). Начиная с 1932 года выходили удобные по формату сборники "Репертуар для гитары" (вышло 8 сборников) для художественной самодеятельности. Начиная о 1962 года выходили его альбомы под названием "Первые шаги гитариста" в издательстве "Советский композитор". Всего вышло 22 номера по 2 номера в год (последний о его участием - в 1969 году). Но основными его трудами следует считать "школы-самоучители" для семиструнной гитары, которые он выпускал ежегодно, начиная о 1953 года, всякий раз пересматривая и переделывая их. Многие - выходили в издательстве "Советский композитор" и издательстве "Музыка" - сборники с участием Сазонова с разнообразным репертуаром. Среди них следует отметить сборник старинных романсов, расписанных для семиструнной гитары, а также оригинальные композиции в виде вариаций на русские народнее песни, как то: "Не брани меня, родная", "Метелица", "Всю-то я вселенную проехал", "Утушка луговая", "Тонкая рябина" и др. В этих композициях Сазонов был единственным кто продолжил славные традиции гениального М.Т.Выcотского и А.О.Сихры. Много сочинял Владимир Станиславович пьес малых форм таких, как вальсы, этюды, прелюдии и др. Сазонов несколько раз выступал по радио с содержательными беседами по истории гитары, сопровождающимися гитарной игрой. На радио же он принял основное участие в постановке "Чародей Михаил Высотский", сопровождая вою полуторачасовую постановку гитарной игрой, которую по ходу действия должен проводить Михаил Высотский.
В период работы в Малом театре Сазонов усиленно повышал свой музыкально-теоретический уровень: он в течение двух лет безотрывно от работы учился в институте им. Гнеcиных на дирижёрско-композиторском факультете. Затем брал уроки по теории и гармонии музыки у композитора Речменского, пользовался консультациями у композитора Будашкина.
Играл Сазонов на больших гитарах о добавочными струнами венских мастеров Шерцера, а затем - Битнера. Струны были металлические, т.к. Сазонов считал, что звучат они ярче и громче, а поэтому незаменимы для концертной эстрады. Применение добавочных струн считал вполне оправданным и пользовался ими весьма деликатно, вовремя приглушая их, но зато их применение позволяло ему брать такие аккорды, которые на семиструнной гитаре брать было невозможно.
Игра Владимира Станиславовича была необычайно музыкальной, очень техничной и обладала замечательно красивым тоном. В игре Сазонова чувствовался большой незаурядный музыкант. Именно музыкант, а не только гитарист. Его аккомпанемент поражал обилием звуков и пассажей, очень красивых, идущих как бы фоном сопровождающегося вокала. Трудно даже себе представить подобный аккомпанемент даже у лучших пианистов нашего времени.
Ушёл из жизни в расцвете творческих сил Музыкант с большой буквы, незаурядный гитарист нашего времени, композитор гитарной музыки, оставивший после себя большое музыкальное наследие, которое нам надлежит бережно сохранять и пользовать.
Скончался Владимир Станиславович Сазонов 30.04.69 от редкой неизлечимой болезни нервной системы - миотрофического церебро-склероза (воспаление спинного мозга). Похоронен на Калитниковском кладбище в г. Москве. На могиле поставлен памятник с барельефом Владимира Станиславовича и гитара, на которой оборвались струны.
О Сазонове написана статья Л. Анисимовой в газете "Советская Россия" от 17.01.64 под названием "Гитары тихий звон" с приложением фотографии.

 

А. Ларин